Кот Фрай (frie) wrote,
Кот Фрай
frie

Июльский поход.

На днях прошел замечательную игру Firewatch, про то, как городской житель решил отдохнуть от суеты и на лето устроился работать смотровым на пожарной вышке в лесу. Классная работа, кстати, судя по игре )) Я бы тоже так хотел.
В связи с этим вспомнился мне и мой горный поход в конце июля этого года. Рассказать о нем хотелось еще тогда, летом, в начале августа, но это как-то все время откладывалось: то одно, то другое. Сначала не было фотографий, потом я почти все выходные проводил на природе, не хотелось садиться за компьютер, потом вдохновение прошло, а поводов писать не осталось. Сегодня у нас последний день осени, завтра начинается календарная зима... а это уже почти как другая эпоха )) Ну и плюс я давно уже обещал некоторым людям поделиться впечатлениями. Так что вот ))

Любое большое приключение у домоседа начинается вовсе не с горящих глаз, а с сомнений: стоит ли вообще куда-то идти? Фродо подтвердил бы мои слова.
Дома все просто и понятно... а там... а что там неизвестно, это и пугает. Да и без оптимизма и путешествиях никак, тяготы пути быстро дадут о себе знать. Если всерьез сомневаетесь, что ваша стакан на половину полон, лучше себя в такие походы не брать, а то можно узнать о себе много такого, что совсем не понравится.
Хорошо ещё, если сопутствующие началу поездки обстоятельства складываются благополучно. Но в моем случае это было совсем не так: я довольно серьезно простудил горло и сильно кашлял... а буквально за день до отъезда похоронил родственника. Так что и самочувствие, и настроение были далеки от идеальных.
Однако же в итоге, злобно махнув рукой на сомнения и страхи, я все же решил отправиться в путешествие. Начать собирать вещи я планировал заранее, за месяц до отъезда, но в итоге к серьезным сборам приступил где-то за час до выхода из дома )) Разумеется, это повлияло на их качество: упаковал в рюкзак я все совсем не так хорошо, как надо было бы и забыл часть вещей, а кое с чем и вообще забавно вышло, например, взял мыльницу, но забыл мыло ))
На встречу с товарищами на вокзале опоздал. Благо, назначили ее задолго до отправления )

Отправлялись мы из Москвы далеко на север - на Кольский полуостров, в Мурманскую область в местный горный массив Хибины.
Летом там полярный день, все время светло (разумеется, до поездки я об этом не знал), погода нежаркая, нестабильная, в районе 10-15 градусов тепла. Часто проходят кратковременные дожди.

Еду в поезде. Впереди 32 часа дороги. Состояние опустошенное. Ум был перегружен кучей вопросов и нерешенных проблем, в которых я чем больше пытался разобраться, тем больше запутывался. Сознание было словно в тумане, каком-то мареве. Отчасти поэтому и вышла такая фигня со сборами. Да и не только это.
Взял с собой книгу "Атлант расправил плечи". В походе читать не рассчитывал, когда там... а вот в поезде самое оно.

Небольшая остановка в Петрозаводске. Здесь я когда-то был с родителями, мы ездили на несколько дней в Карелию, на экскурсию. Вылез из поезда, прошелся, купил себе чуток еды в долгую дорогу.

17.07.2018 После двух ночевок в поезде вышли на станции Нефелиновые Пески. В пол пятого утра ) На улице светло как днем.

Умылись у озера и отправились в путь.

В первый день прошли довольно большое расстояние, но все время по дороге. Я шагал бодро и радовался, что все проходит значительно легче, чем я думал )) Помню, что в прошлые походы приходилось изрядно помучиться: рюкзак тяжелый (около 15 кг), погода суровая. А тут идешь себе по дороге, в тенечке... красота )) Разумеется, это был только первый день. Самое интересное началось потом.

Но пока все хорошо ) Идем себе спокойно, переходим ручейки.

Довольные жизнью ))

Хибины встретили нас аномальной жарой. Почти совсем чистое небо, температура за 20. По пути иногда попадались пересыхающие озерца.
Чуть позже я сильно пожалел, что слабо намазался кремом от загара )

А вот у этого озера была наша первая стоянка.

Никогда еще не купался с таким потрясающим видом.

Недалеко, в речке, набирали воду. Она очень чистая и вкусная ))

Хорошо видно дно )

Медведь Профессор - полноправный член нашей команды )

Тут я забрался по колено в воду, чтобы сделать снимок поинтереснее и остудиться. В последующие дни это будет моим частым занятием )

18.07.2018 Утром выдвинулись в путь.

В расселинах иногда попадался снег. В начале я этому удивлялся )

Движемся к ущелью Аку-Аку, довольно живописному

Орлиное гнездо. Мне сразу вспомнилась игра "Герои меча и магии 2" ))

Озеро на дне ущелья

Пришлось обходить по узкой тропе

Красивая вода ))

Прошли дальше. Где-то здесь я стал остро чувствовать, насколько это неприятно, когда обгорает кожа (( Любое прикосновение веток к оголенным рукам вызывало сильную боль. Про простуду я к тому времени стал забывать, она внезапно прошла после нескольких купаний в холодной воде. Но свято место пусто не бывает, пришли другие проблемы )) Хорошо хоть, я совсем не заморочен на теме собственной безопасности и здоровья. Физическая боль - как назойливая муха, не более. Но если она жужжит надо тобой весь день - это начинает напрягать.

А вот мы приближаемся к первому по-настоящему тяжелому месту на нашем пути - Перевалу Мертвых.
После него в моем блокноте появились первые матные словечки. В этом походе я вообще впервые делал много записей - во многом благодаря полярному дню. В отличие от прошлых моих походов ночью было светло, так что писать было легко. Плюс я продолжил читал "Атланта", а там много внимания уделено важности мышления и осмысленного труда. В итоге у меня вышел самый осознанный и интересный поход из всех, в которых я участвовал.
Но вернемся к адскому Перевалу.

До чего же жаль, что фотографии плохо передают расстояние.

Скажем так: довольно продолжительное время мы перли вверх в гору с тяжелыми в районе 15кг рюкзаками под палящим знойным солнцем, от которого совершенно негде было укрыться. Воздух был горячим, камни под ногами - тоже. Некое подобие тропы облегчало задачу, но ровной ее назвать тяжело, особенно под конец.
Камни, что вы видите здесь и будете видеть потом - это отнюдь не щебенка, как может показаться )) Многие из них - размером с голову, некоторые - размером с человека и больше. Далеко не все лежат устойчиво, приходится все время держать равновесие.
Палки помогают, но не сильно. Почва каменистая, как в Крыму в землю их для устойчивости особо не воткнешь ) Основная нагрузка идет на ноги.
Помню, как еле шел по этой тропе и почему-то мечтал сожрать "Пикник". Как мне потом объяснили, после большой физической нагрузки всегда хочется сахара.

Первая тень и снежок, что попались после подъема.

Ну вы поняли ))

Продолжаем подниматься. Здесь уже полегче, тенек. На фото примерно можно оценить размер некоторых камней.

Спуск на другой стороне.

Стоянка. На ней постройка неизвестного назначения. Напомнило святыню каких-то сектантов.
На фото - вечер, солнце зашло. Темнее уже не будет, можете оценить )
Спать, кстати, не мешало совершенно ) Физически я сильно уставал, в то время как нервная система отдыхала от суеты и постоянной неопределенности, так что засыпал я очень быстро.
Запись в блокноте гласит, что здесь я столкнулся с нарушениями привычных условностей. Пока приходил в сознание на близлежайшем ручье, мой рюкзак изрядно выпотрошили, чтобы достать общий котелок для еды. Ненавижу, когда без спроса трогают мои вещи. Но в походе приходится жертвовать даже такими условностями, ничего не поделаешь.

19.07.2018 Двигаемся дальше. Настроение отличное ) Выспался очень хорошо.

И народ со мной позитивный ))
Один из товарищей одолжил мне фуфайку с длинным рукавом. Стало значительно легче идти ) До этого солнце обжигало и без того сильно воспаленную кожу... болючие ощущения, я вам скажу. Кисти остались открытыми, правда... через некоторое время правая рука даже немного опухла. Хотя не знаю, от солнца это или от спуска с Чорргора... впрочем, все по порядку ))

Пока что мы спокойненько идем дальше )) Сегодня у нас по плану (ха-ха...) небольшой легонький переход, дабы восстановить силы после вчерашнего, и запастись ими перед завтрашним тяжелым переходом.

Красивая здесь все же местность ))

Снова лезем вверх.
Изначально мы этого не планировали )) Но как-то вдруг в друзьях проснулся дух геройства и все решили, что отдых нам не нужен, можно сразу в бой, зато потом будет лишний день для отдыха. Как так, не знаю, само обсуждение я почему-то упустил )) В общем, на этот момент мы уже должны были спокойненько стоять лагерем и отдыхать, а вместо этого лезем вверх.

Жизнь иногда преподносит сюрпризы. Некоторые проходы в горах довольно похожи, мы свернули не в тот. Осознали это где-то здесь, пройдя уже изрядное расстояние. Так как на подъеме мы измаялись уже основательно, тупо идти обратно вниз не хотелось... решили, что перебраться через здоровенный склон будет проще и быстрее. Вряд ли подробности вам интересны... скажу проще: упоролись мы по полной.

Вот как-то так...

Тут угол подъема пошел такой, что пришлось идти боком. Идти прямо стало невозможно.
Солнце не забывало обильно одаривать нас теплом. Шел 11ый час пути. Желудок лишь смутно помнил о завтраке. От голода и усталости меня начало ощутимо подташнивать.

В итоге, забив на геройство, мы просто спустились вниз и встали лагерем там, где должны были встать несколько часов назад, если бы не полезли вверх.
Ручеек воды и еда значительно улучшили настроение и общее положение дел ))
В блокноте появилось много записей о еде, которую я обязательно должен попробовать, когда вернусь )))

Немного позирования )))

20.07.2018 Утро следующего дня. Впереди категорийный перевал Северный Чорргор. Проще говоря - нечто еще более лютое, чем все, что было до. Усталость уже начала ощутимо сказываться. Но нет смысла лазить в горы, если боишься боли и неудобств. Это не про меня ) Лезем вверх.

А вот и камушек для отдыха. Солнце продолжает жарить.

Лезем дальше.

Тут можно оценить примерный угол подъема под конец.

Сидим довольные на снегу )) То ли потому что утро и сил еще хватает, то ли и правда подъем было сравнительно несложным, но прошло это дело не очень сложно. Во всяком случае убитым я себя не чувствовал )

Тут идти вообще было замечательно ) Снег, тень... как в морозильнике ) Хорошо )

Иногда приходилось преодолевать крутые каменистые подъемы. Тяжело, конечно. Но без жары все же значительно проще.

Вон то розовое пятнышко - это одна из моих спутниц ) Можете составить представление о размере щебенки )

Наконец-то добрались до спуска ) Я был доволен, уж спускаться-то проще, чем подниматься, - думал я.
М-да... кто ж мог знать...

Смотреть вниз было стремновато... склон очень крутой и конца ему не видно...
А вот когда я попробовал по нему идти, стало еще непрятнее.

Дело в том, что из-за продолжительной дневной аномальной жары, снег тут основательно подтаял. Ночью же температура опускалась ниже нуля, и вся влага замерзала сверху твердой коркой. В итоге мы получили не то, чтобы каток, но почти. Воткнуть в этот снег палку было нереально. В итоге все это начало выглядеть как адский спуск вниз из кошмарных снов, в которых ты летишь куда-то в пропасть.

Расстояние пришлось пройти приличное. Падал я раза два или три, один раз основательно проехался, ободрав о лед обгорелую кисть. Остановиться было невозможно )
Я знаю, существуют техники спуска и по таким вот местам... Но я о них ничего не знал.
Тут мы дошли до того места, где кончается снег и начинаются камни. Устроили небольшую передышку.

Двинулись дальше. Опять же жаль, что не видно расстояния. Кажется, будто короткое ) На самом деле это не прямая линия, это как барханы... за первым не видно остальных. Камни лежат здоровенные, спуск крутой, идти по прямой нельзя, рюкзак тянет вниз, приходится петлять, чтобы не грохнуться.

Ну и понятно, что солнышко печет как следует )

Фотка вид снизу. Ждем отставших товарищей.

Нравится мне эта фотография ) Сделаю ее даже чуть больше.
Кадр полупостановочный.

Все вместе движемся дальше.

Ищем место для стоянки.

Встали на полянке около вот этой "ванны" )) Вода там немного замедляется и успевает нагреться. Покупались )

Немного отдохнули, побросали рюкзаки и пошли на небольшую экскурсию к водопаду. Сил у меня уже совсем не было, но на красивое место посмотреть хотелось. Путь пролегал через КСС (база Контрольно-спасательной службы). Там есть гостиница и небольшой магазин, в котором можно закупиться едой. Стоит она дорого, но Ашан там пока не открыли.

На выходе с базы. Место интересное )

Поворот к водопаду.

А вот и он сам. Вид сверху. Я чуть было оттуда не улетел пару раз... ноги уже плохо слушались, а спуск очень крутой.

И правда красивый ) Хорошо, что сходил.

21.07.2018 Утро следующего дня. Наша стоянка )) Сегодня у нас по плану легкий день. Оставляем вещи на стоянке и налегке идем к красивому озеру, поплавать и расслабиться.
Проснулся в этот день я на удивление легко. Тело, конечно, болело: и ноги, и спина. Сон на жесткой каменистой почве дополнял эффект. Особенно плохо было с правой рукой, обоженной и ободранной на перевале. Как раз тогда и обратил внимание на опухоль. Но в то же время я стал замечать, как начало проясняться сознание. Куда-то стали исчезать посторонние мысли, оседать суета, ум стал спокойнее. Правила и шаблоны обычного поведения стали терять свою значимость. Вот так с людей и сходит цивилизация в изменившихся условиях. Но в моем случае это происходило в позитивном ключе ))

Зашли на КСС позавтракать. Я слопал миску пельменей. Божечки, до чего же они были вкусные... Съел сникерс.

Местный житель )) Ему тоже жарко.

Провожает нас )

Бодро идем к озеру Гольцовое.

На небе стали появляться облачка. Ветер усилился. Стало чуть прохладнее.

Вот и озеро )

Отлично на нем отдохнули.

Вечером прошел первый за весь поход дождь. Коротки и сильный. Потом погода успокоилась, и мы занялись изготовлением самодельного хлеба ))

Довольно вкусная штука )) И уж тем более с голоду ))

О, а это наше любимое развлечение, которое нас сильно объединяет - игра в Крокодила )) Наверняка вы знаете правила: один загадывает другому слово или фразу, а тот ее изображает без слов остальным, которые должны отгадать.
(Для социоников: давно заметил, что обладатели 2 и 3 эмоции, особенно этики, любят эту игру. Нас в походе было четыре этика, трое из бетты и один я - из дельты, и у троих процессионная эмоция. Так что игра нам всегда заходит хорошо)) ).
Можно загадывать легкие вещи, вроде "новогодней распродажи" или "каменной урны", а можно повеселее, как я люблю: "безумный тракторист", "изощренная эхолокация", "электронный кульбит", "горгулья-трансвистит" и так далее )))

22.07.2018 Утром нашел красивую сыроежку )) Изначально мы рассчитывали, что грибов и ягод будет много. Но из-за жары урожай был плохой и нам почти ничего так и не попалось. Я не особо расстроился, так как грибы не люблю )) А вот покушать ягодки был бы рад )

Погода стала быстро портиться. Солнце куда-то ушло, набежали тучи. Впереди у нас довольно тяжелый перевал, а затем спуск к озеру Академическое. Сразу скажу, что до него мы не дошли - погода внесла свои коррективы.
Здесь мы пока бодро идем по дорожке. Вдали виднеется Северный Чорргор, с которого мы недавно спустились. Смотрится страшновато.

Перевал Южный Рисчорр. Видите крохотное пятнышко у дороги у самого подъема? Это машина с зеваками. Приехали посмотреть )) Скоро поедут обратно.

Ну а мы лезем вверх )))
Тут поднялся такой сильный ветрила, что стало сдувать кепку )) вместе со мной.
Наиболее сильные порывы мы пережидали согнувшись и сильно упершись в палки перед собой. Идти было слишком тяжело и небезопасно.

Самое веселье ожидало нас где-то здесь. Поднялся очень сильный ветер, ливанул дождь. Пришлось срочно напяливать дождевики, ветер раздувал их как паруса. По идее, нам надо было еще немного подняться по соседней круче, где-то там на плато находилось озеро. Но спустившаяся оттуда группа людей сообщила, что там сейчас во всю идет местная забава: туристы бегают за летающими палатками. Нам не захотелось принимать в ней участие, да и пониматься по круче под таким ветром и дождем - тоже. Поэтому мы сменили маршрут и пошли вниз, по пути решая, что делать дальше.

Надо сказать, что шли мы долго. Точнее доооооолго... Ноги промокли вдрызг, ботинки хлюпали. Дождь не прекращался, ставить палатку было негде. Камни внезапно стали скользкими. На одном из них не выдержала старая травма, стала сильно болеть нога (кажется, это называется голеностоп, я несколько раз нехило так его подворачивал в прошлом). Внезапно активизировались комары, вокруг их летал целый рой, даже на дождь им было плевать.

Совершенно точно это был самый тяжелый день похода из всех. Мы прошли 20 км по горам, заняло это больше 10ти часов. Под конец упорно искали место под стоянку, но решительно негде было остановиться.

В итоге мы сделали огромный круг )) И дошли аж до КСС и нашей утренней стоянки )) Каким-то образом горы задержали тучи и сюда дождь почти не дошел. Было сравнительно сухо, мы встали лагерем на том же месте.
Скажу честно, последние часы пути меня грела лишь мысль о блинах, которые я поем на КСС ))

Сушимся в ночи ))

Моя палаточка )) Рядом просыхают дождевики.

23.07.2018 Очень короткий и легкий день. Прошли совсем немного, не заметил, как оказались на стоянке.
Левая щиколотка стала сильно болеть, я начал отставать от группы.

Здесь кто-то брал пробу породы, а вода оказалась неглубоко и пошла вверх. Вбили трубу, получился импровизированный родник )

Наш лагерь в березках ))

Профессор на страже ))

Никто не пройдет!

Дочитавшим досюда расскажу интересную вещь: в походе ты особо не замечаешь красивых видов. В основном ты смотришь под ноги, чтобы не споткнуться и не упасть. Иногда поднимешь глаза, осмотришься и топаешь дальше, упершись взглядом перед собой.
Так что на фото - самый красивый вид за весь поход, что я видел. Воздух был теплый и свежий, за плечами не было тяжелого рюкзака, я никуда не шел, и мог просто стоять и созерцать. Не знаю, сколько я так провел времени, но оно было прекрасным. Ощутил, что ради этого и ехал сюда. Что все не зря.
Примерно здесь же пришла мысль, что природа не дает человеку ответов на его вопросы и не открывает ничего нового. Она просто дает возможность услышать себя. Лишь возможность.

24.07.2018 Выдвинулись в путь, переход планировался большой. Утром мне здорово помогли со сборами. Стал плохо справляться, сказывается нехватка сил.

Очень любил такие места )) Можно набрать воды, умыться и облить голову водой. На солнце она высыхает за несколько минут, но всегда становится немного легче.

В какой-то момент я стал отставать так сильно, что пришлось менять планы и маршрут. Я прихрамывал и просто не мог догнать группу. Наверное на меня сердились, но никто ничего ни разу не сказал и не огрызнулся. Все же я пошел в поход с правильными хорошими людьми, уверен в этом )

На стоянку встали рано на небольшом каменистом островке. Спать было жестковато, но я уже привык. Мне там нравилось )

Да и вид был отличный. Ощутил почти то же, что и накануне.

Покой и тишина. Гармония.

25.07.2018 Сегодня долгий переход, но все время по ровной дороге. Идти было тяжело, но все же я уже не отставал, появилась возможность сохранять опору.

Ну почти не отставал )))) иногда меня подгоняли.

Рука, кстати, к этому времени почти прошла. Приятный момент )

На пути встретилось какое-то озерцо )

А потом еще одно ) очень красивое.

Стоянка ) В этот раз мне спалось уже не очень хорошо. Последняя ночевка в горах. Стала нарастать тревога... Ведь скоро возвращаться в город в мир хаоса и неопределенности.

26.07.2018 Выдвинулись рано утром.

Небольшое расстояние пришлось преодолеть по дороге, по которой носились груженые фуры. Возят минералы с рудника.

А вот и цивилизация.

Спустились в маленький городок, дошли до автобусной остановки.

Оттуда доехали до города Апатиты. Это наша гостиница )

Мой скромный и очень уютный номер )) До чего же круто было спать в кровати )) Накупил себе еды в Магните, наелся ) Душ был отдельным блаженством ))

27.07.2018 Прогулялись по городу. Он совершенно не туристический. Это - главная площадь, на ней, кажется, единственный кинотеатр. В нем почти ничего не шло.

Была идея сходить на "Миссия невыполнима: Последствия", но в итоге решил это сделать в Москве, ибо цены примерно те же.

Сад камней )) Представлены образцы разных минералов.

Клумба в виде велосипеда ) красиво.

28.08.2018 Прощальный взгляд на горы.

Обратно ехать было грустно. И чем ближе к Москве, тем грустнее и тревожнее. Как всегда: везде есть свои плюсы и минусы.
Хотел придумать хорошую концовку для самых терпеливых, дочитавших до сюда... но сейчас ничего не приходит в голову )
Это был отличный поход, в котором я хорошо провел время и замечательно отдохнул (душой и умом). Природа и тишина всегда оказывали на меня благотворное влияние )) Жить бы я так не хотел, конечно... Но иной раз выбраться и подышать вольным воздухом - это прекрасно ) И очень освежает.